top of page

Спецоперация на Украине уничтожает Сухой суперджет 100?


Самолёт SSJ-100 авиакомпании «Азимут», выполнявший рейс из аэропорта Минеральных Вод в Дубай, 26 мая совершил аварийную посадку в Иране. Пассажиры рейса говорят, что проблемы начались ещё перед вылетом. Отправление задержали на час. А затем примерно за 40–50 минут до предполагаемого времени посадки из двигателя воздушного судна пошёл дым.


В салоне самолёта появились кислородные маски, стали потеть стёкла иллюминаторов. Командир корабля объявил по громкой связи, что пассажирам необходимо подготовиться к аварийной посадке.


На это обратил внимание блогер Артем @gaoyun6982. Ниже - собранные им факты о проекте Сухой суперджет.


Тред, который подливает масла в тление аэрофобии и переживаний за перелеты в России в ближайшем будущем. Очень надеюсь, что проблему решат, хотя пока что видно только молчание и традиционное “это неправда”. Вчера увидел фотографию SSJ без двигателей в Шереметьево. Вспомнил, что самолет международный, и решил посмотреть, как у него дела. Дела оказались не очень. Аварийная посадка 26 мая у Азимута.

Новостей об инциденте совсем немного. Нашел несколько рядовых ссылок. Хотя инцидент не рядовой. Кислородные маски просто так не выпадают.

В чем может быть связь самолетов без двигателей одной компании с аварийной посадкой этого самолета? Во всем. На всех SSJ на данный момент стоит двигатель SaM146, который совместными усилиями производили РФ, Франция, Бельгия и другие.

Двигатель работает уже какое-то время, и “детские болезни” как у всех технических агрегатов у него были. Радует, что они не были фатальными при условии постоянных поставок запчастей. А вот без них картина рисуется совсем другая.


По каким-то причинам камеры сгорания в двигателях начинали растрескиваться, как и маслосборники. Эта часть двигателя подвергается сильным нагрузкам. Трещины появлялись в 2-4 раза раньше гарантийного срока. Проблемы начинаются на второй год эксплуатации.

Из-за этого многие самолеты летали гораздо меньше. В 2017 г средний налет одного, вроде бы нового, SSJ был 3,3 часа в сутки. Возрастные (2004-2005 годов производства) Embraer S7 летали 6 часов. Boeing 737, Airbus 320 летали 10 часов. Двигатель у SSJ как и, например, у Boeing 737 расположен под крылом, достаточно низко к земле. Попадание камешков в пылесос диаметром в человеческий рост неизбежно. С этим давно научились справляться, да и высокое расположение двигателей не всегда спасает.

Ремонтировали двигатели регулярно, но на это требуется пара месяцев. Однако проблему удалось решить в декабре 2018 года, и все новые самолеты стали поставлять с исправленными деталями. Должны были их менять и на уже существующих. Но мощности выпуска двигателей ограничены - 60-70 двигателей в год. Теперь посчитаем самолеты. В 2018 выпущено 24 SSJ, в 2019 - 18 самолетов, за 2020-2022 годы суммарно 28. Всего на данный момент в эксплуатации 158 самолетов SSJ-100.

То есть, с 2018 года нужно было сделать 140 двигателей на новые самолеты, а на замену остальных нужно еще 176, итого 316 двигателей. Если бы завод в 2018-2021 работал на полную мощность и проблем с ковидом и поставками не существовало, он построил бы максимум 280 двигателей. Более реалистичный сценарий - взять 50% от максимума в 2020-2021 годах. И тогда количество двигателей получается ~210. То есть около 100 двигателей все еще “проблемные”. Теперь же, из-за санкций, производитель двигателей прекратил их ремонт. Как пишет “Деловой Петербург”: “Чтобы не допустить остановку эксплуатации самолётов SSJ-100, Минпромторг предложил использовать склад запчастей и пул подменных двигателей SaM146”. Но мы только что посчитали, что это пул запчастей не на далекое будущее, а скорее на ближнее настоящее. Стоит ли отказываться от полетов на SSJ? Нет, не стоит. Самолет имеет хорошую систему контроля проблем. Да и пилоты не камикадзе. Просто их будет становиться все меньше. Очень надеюсь, что обойдется без серьезных инцидентов. Хотя информационная тенденция тоже не радует. Так, на тревожный сигнал гендиректора ИрАэро: “авиакомпании, эксплуатирующие SSJ, не могут обеспечить поддержание тех. годности двигателей SaM146, что в краткосрочной перспективе может привести к «остановке парка» SSJ”, мы видим такую реакцию “Ростеха”:

“Государственная корпорация «Ростех» не согласна с утверждением авиакомпании «ИрАэро» о возможных последствиях проблем с ремонтом двигателей SaM146. Госкорпорация считает, что в стране есть практически все необходимое для сервисного обслуживания самолетов”. Не знаю как вы, но в данном вопросе я доверяю чуть больше тем, чьи сотрудники каждый день садятся за штурвал (сайдстик 🤪) SSJ и везут людей. Гендиректор «ИрАэро» заявил, что из-за западных ограничений российско-французская PowerJet приостановила действие договоров с «ОДК-Сатурн» («дочка» Объединенной двигателестроительной корпорации), поэтому «дочка» ОДК не принимает на ремонт двигатели SSJ 100. В результате «ИрАэро» не может даже поддерживать техническую годность двигателей SaM146. Всего в парке авиакомпании семь лайнеров, четырех двигателей уже не хватает. Самолет на самом деле мне нравится. Не нравится то, что с ним делают. С доработанными двигателями, хорошим обслуживанием и дальнейшей модернизацией у него могло бы быть хорошее будущее. И у людей, которые долго работали над ним, могло бы быть лучшее будущее.

Но кто-то решил поиграть в скрепы, пропаганду и солдатиков. И те, кто привык делать вид, что ничего не происходит, не сядут в неотремонтированный самолет, когда “у нас практически все есть”. Миру нужен мир.


bottom of page